Oрыс тілінен казак тіліне аударушы
Обычаи и традиции казахов

ВОЗРАСТ У КАЗАХОВ. ВОЗРАСТНОЙ СТАТУС.

возрастной статус

Как показали исследования, в настоящее время у казахов сохраняется традиционное представление о возрастных классах. Жизненный путь человека измеряется не просто прожитыми годами, а по пережитым 12-летним циклам — мушелям. Каждый мушел рассматривается как этап жизни, новая ступень, после прохождения которой изменяется поведение человека в соответствии с новым возрастным статусом.

Для ребенка значимым моментом оказывается 13-летний рубеж. До первого м?шеля и девочки (кыз бала), и мальчики (ер бала, ул бала) считаются детьми. И только после тринадцатого дня рождения они переходят в новую возрастную группу девушек (кыз) и отроков, пареньков (боз бала). С этого возраста у казахов начинается настоящее воспитание и подготовка молодых людей, в особенности девушек, к будущей самостоятельной семейной жизни. Но если для девушек этот возрастной рубеж, по традиции, означал одновременно переход в статус «девушек на выданье» (бойжеткен), то юношам необходимо было перешагнуть 15–16-летний возраст и приобрести статус джигита (жигит), неженатого юноши (бойдак жигит).

После второго мушеля в возрасте 25 лет молодой мужчина переходит в статус жигит агасы, что подразумевает наличие у него определенного жизненного опыта и способности решать насущные семейные вопросы. Девушки сохраняют свой статус кыз до замужества и только после брака приобретают статус келиншек — замужней женщины.

К 25 годам женщина должна показать родне мужа, на что она способна в домашнем хозяйстве, как воспитывает детей и уважает стариков. И если она соответствует традиционным нормам, то приобретает статус айел. Женщина, имеющая внуков, независимо от ее возраста, переходит в статус аже — бабушки.

По поводу возрастного статуса мужчин после 37 лет мнения информантов разошлись. Большинство представителей старшего возраста настаивают на том, что после 37 лет мужчина переходит в разряд аксакалов и может отращивать бороду. В этом статусе мужчина пребывает до 61 года, а затем становится пайгамбар жасы. Одновременно те же информанты подчеркивают, что статус аксакала применим только к тем мужчинам, которые имеют внуков, поэтому «аксакалом» муж- чина может стать и в 40, и в 60 лет, так как молодые люди часто женятся поздно, а следовательно, дети появляются у них позже, чем это было принято в традиционной культуре.

В сельской местности и мужчины, и женщины считают, что к 50 годам человек приближается к старости. Большое значение для определения возрастного статуса играет семейное положение человека, в частности наличие женатых детей и внуков. Пожилые женщины, не имеющие внуков, рассматриваются самими носителями традиции как «ущербные, неблагополучные бабушки». На пожилых мужчин,у которых нет внуков, обращают меньше внимания. По-видимому, в данном случае сказывается традиционное представление о том, что за бездетность семьи несет ответственность в первую очередь женщина.

Несмотря на то что некоторые этапы жизни современными носителями традиции рассматриваются в несколько ином ракурсе (варьируют как сами названия, так и возрастные границы), чем в XIX веке, общее представление о биосоциальных ритмах жизни общества и человека сохраняется и предстает как живая функционирующая система.

Интересное по теме:

<< Назад Далее>>

 

Связаться с нами Вы можете по адресу sup@bilu.kz


www.bilu.kz 2012г.