Oрыс тілінен казак тіліне аударушы
Обычаи и традиции казахов

ОБЫЧАИ СВАТОВСТВА У КАЗАХОВ

сватовство у казаховСватовство у казахов - это довольно сложный, но очень интересный процесс, включающий в себя несколько этапов: сговор (кыз айттыру), смотрины (кыз кору), сватовство (куда тусу) и окончательный договор (бата аяк). Невесту для сына родители начинали высматривать заранее, задолго до его совершенолетия. Искали подходящую семью, узнавали нет ли в семье наследственно больных. Существовал древний обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами своего рода, а также, согласно правилам, женщина не должна была быть старше мужчины больше, чем на 8 лет, а мужчина старше женщины больше, чем на 25 лет. Специально ездили к достоным людям поговорить о будущем своих детей, выражали желание стать сватами.

Существоали различные виды сговора (кыз айттыру) между родителями будущих жениха и невесты . Если семьи , хорошо знающие друг друга, связанные крепко дружбой, договаривались стать сватами еще до рождения детей, то такое сватовство называлось бел куда. Если же сватали детей с колыбели - то бесик куда. Иногда, человек, женивший сына на дочери свата, мог выдать свою дочь за сына своего свата, тогда их так и называли карсы куда, что означает взаимный сват.

сватовство у казаховСватовство у казахов не ограничивалось только сговором. Проходили, так называемые, смотрины (кыз кору). Собирались дети знатных родителей или прославленные жигиты (выбирать себе пару могли не все молодые люди, а только дети знатных родителей или прославленные жигиты) и устраивали смотрины девушек для женидьбы. Казахская народна пословица "кызды ким кормейди, кымызды ким ишпейди", в переводе означающая "как нет запрета пить кумыз, так нет запрета смотреть на девушек", открывала все дороги для жигитов. Таких жигитов встречали с почетом, им не было запрета на смотрины девушек. Девушки же в свою очередь, высказывали свою волю словами "кыз коретин жигитти биз корелик", что означает "такие смотрины и мы хотим устроить", и устраивали состязания в различных видах искусства, оценивая жигитов и открыто высказывая свое мнение. На подобтных встречах часто затевались айтысы между девушками и жигитами. Понравившиеся друг другу девушка и жигит, объяснялись в чувствах, и жигит отправлял сватов.

К отцу девушки приходил доверенный посланец жениха (жаушы), чтобы договориться о свадьбе. После обоюдного согласия сваты в знак уважения преподносили друг другу подарки. Со стороны жениха это был каргыбау (каргы - уздечка, бау - поводья) - на деле скакун, а отец девушки накидывал на плечи жаушы прздничный чапан, называемый шеге шапан. Увидев на жаушы новый чапан, встречающие осыпали его монетами, сладостями и конфетами (шашу).

сватовство у казаховЖенидьба взрослых детей осуществлялась после куда тусу (сватовства) - издревне существующей, незабытой и обязательной традицией казахской свадьбы. Процесс сватовства у казахов был довольно непростым, но очень интресным. Отец невесты, заранее извещенный о приезде сватов, приглашал родных и близких. Отец юноши с близкими родственниками приезжали в дом невесты. Сватов торжественно принимали. Самого главного представителя сватов называли бас куда. (бас куда по традиции опекал девушку и после свадьбы, будучи невесткой, девушка всю жизнь почитала его). Затем приближенные жениха преподносили невесте и ее родителям подарки, полагающиеся по традиции сватовства у казахов. Отцов жениха и невесты называли бауыздау куда, то есть самыми близкими. Сватающие стороны ели из одной посуды. Сторона невесты приподносила обрядовое угощение из печени и курдючного сала - киирык бацыр. Это налагало на родителей сторон определенные права и обязанности, уже нельзя было отступать от свадебного договора, в противном случае виновная сторона вынуждена заплатить "неустойку" и возвратить полученный калым.

сватовство у казаховПри отъезде сватов им преподносили подарки (киит): животных, одежду, золотые и серебрянные украшения, головные уборы и др. Самый ценный киит получал отец жениха, а другие сваты получали киит по степени родства. Между состоятельными и знатными людьми при сватовстве дарились ценные подарки: бак жаксы - верблюд с верблюженком, кобыла с жеребенком, слиток золота или серебра, орта жаксы - ценны верблюд или лошадь, аяк жаксы - лошадь, корова, баран.

бата Окончательный договор между сватами назывался бата аяк ( в некоторых местах сырга тагар или баталасу). Отец жениха ехал к будущему свату и обговаривал срок свадьбы, количество калыма, каде-жора(подарок) Существовало два вида бата - кесимди бата и кесимсиз бата. Кесимди бата - это когда точно назначалась дата свадьбы , объем затрат, количество скота. Кесимсиз бата - это когда назначалась дата свадьбы, а объем затрат и количество скота определялось позднее, с учетом обстоятельств и времени.

Интересные статьи по теме:

<< Назад Далее>>

 

Связаться с нами Вы можете по адресу sup@bilu.kz


www.bilu.kz 2012г.