Oрыс тілінен казак тіліне аударушы
Обычаи и традиции казахов

САУКЕЛЕ

саукеле Один из самых интересных, самобытных и красивых головных уборов у казахов -это саукеле - головной убор невесты. Саукеле считался составной частью приданного невесты (жасау) и по стоимости составлял немалую его долю.Дорогие саукеле оценивались в 1000 рублей или в сто отборных коней.

В изготовлении саукеле принимали участие наиболее искусные мастера, в частности, закройщик, вышивальщицы - мастерицы по изготовлению шелковых поясков и платков. Узоры на платках и лентах вышивались ирисом, то есть толстыми скрученными разноцветными нитками. Центр и края платков отделывались жгутовой вышивкой и шитьем сетками. Золотые, серебрянные и бронзовые подвески и накладные бляхи для саукеле делали ювелиры, применявшие литье, чеканку, штамповку, филигрань. Обычно мастер работал над саукеле целый год.

Саукеле представлял собой высокий конусообразный головной убор, украшенный серебрянными и золотыми монетами, жемчугом и кораллами. Длина его составляла полтора аршина.

Саукеле имел металлические ажурные навершия, диадему ( иногда ее делали из золота со вставками самоцветов или с нитками жемчуга, кораллов), височные подвески и украшения подбородка. Каркас саукеле покрывали тканью и пришивали на нее накладные металлические бляхи различной конфигурации, в гнезда которых вставлялись драгоценные и полудрагоценные камни. Бляхи были крупные и мелкие. Мелкие крепились между крупными. Сверху саукеле покрывалось шелковым или бархатным платками.Лобная часть саукеле была оторочена мехом. От затылка по спине спускались широкая лента из дорогой ткани, обшитая бахромой из золотых нитей.

Свадебный костюм девушки, особенно головной убор саукеле, в традиционном сознании казахов наделялся огромным символическим значением. Кроме декоративных качеств, саукеле, богато покрытый украшениями, был своего рода оберегом девушки от злых сил. В традиционной культуре казахов голова, наряду с печенью, считается местом локализации жизненной силы человека — кут. На головной убор переносились качества его хозяина, он считался носителем благодати его обладателя. Таким образом, мать, передающая свой свадебный головной убор (саукеле) дочери, в символическом плане передавала ей свою удачу, силу, способность к деторождению.

Саукеле старались украсить как можно ярче — золотыми бляшками, жемчугом, драгоценными камнями. Свадьба была единственным моментом в жизни женщины, когда она одновременно носила такое количество разнообразных видов украшений, символизирующих пожелание девушке благополучия, многодетности, богатства и долголетия в будущей семейной жизни. Обилие украшений подчеркивало, что свадьба была кульминационным моментом в жизни любой женщины. Не только сам саукеле имел глубокое символическое значение, но и каждый его элемент, орнамент, использующийся материал обладали своим семантическим статусом. Орнаментальные композиции, использующиеся при украшении саукеле, — «священное древо жизни», «бараньи рога» — в традиционном мировоззрении казахов обладали значительной смысловой нагрузкой. Такие материалы, как серебро, коралл, жемчуг, сердолик, наделялись защитной функцией. Так, коралл должен был уберечь девушку от порчи и сглаза, жемчуг — от бельма, а сердолик символизировал радость и благополучие в будущей семейной жизни.

саукеле Таким образом различными символическими, но в народном сознании обладающими огромной практической силой, способами старались обеспечить защиту девушки и молодой женщины, находящихся в переходном периоде своей жизни (от девичества к материнству) от вредоносных сил, действие которых всегда ассоциировалось в первую очередь с лишением женщины способности к деторождению. Бесплодие женщины всегда рассматривалось как величайшее горе в ее жизни и жизни ее мужа.

Рождение женщиной первого ребенка имело для нее большое значение, четко прослеживается и в особенностях женского костюма в первый год замужества: в переходный момент от девичества к материнству. Иногда в течение года, то есть в тот срок, за который молодуха должна родить первого ребенка, женщина продолжала носить девичье платье с оборками и свадебный головной убор саукеле или, по крайней мере, шаль от него — жаулык, а сам головной убор надевала только в торжественных случаях.

Смена головного убора чаще всего происходила после объявления о беременности женщины или сразу после первых родов. Снятие саукеле сопровождалось особым обрядом: все женщины аула собирались на угощение, устраиваемое свекровью молодухи, и снимали с молодой женщины саукеле, заменяя его новым убором замужней женщины. Этот обряд подтверждал право молодухи называться замужней женщиной.

Интересное по теме:

<< Назад Далее>>

 

Связаться с нами Вы можете по адресу sup@bilu.kz


www.bilu.kz 2012г.