Oрыс тілінен казак тіліне аударушы
Обычаи и традиции казахов

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ И КОСТИ У КАЗАХОВ.

резьба по дереву и кости Резьба по дереву и камню - самые распространенные из видов казахского народного искусства. Резьба по дереву была широко распространена в областях Центрального Казахстана, алатау, северо-западных и северо-восточных районах, где имелись большие лесные массивы.

В северных районах для резьбы по дереву использовали лиственные породы, особенно красную березу с красивой текстурой, черную и красную ольху, клен, орех, ясень, дуб. Дерево этих пород легко режется и окрашивается, хорошо поддается обработке.

В Семиречье лари, сундуки, подставки, шкатулки и многие другие вещи делались из яблони, ореха и облепихи. Музыкальные инструменты, например, кобыз, делали из ивы. Ножки для столов, некоторые детали каркаса юрты вырезали из сосны, осины и тополя.

На Сырдарье также имелся материал для резьбы по дереву - чинара, орех, груша, акация, джида и другие. Использовались корни и наросты на стволах березы и ореха. Их корни, особенно березы, дают при обработке красивую текстуру.

Казахи издревне занимались плотничьим делом. плотники подразделялись на уйши и арбаши. Уйши строили летние и зимние жилища - дома, юрты, украшали затейливой резьбой купольные жерди, круг свода, двери юрты.

Плотников, делавших двухколесные арбы и повозки, называли арбаши. Повозки и арбы производились преимущественно в северных и северовосточных районах Казахстана. Этому способствовало наличие лесного материала в этом регионе.

Согласно народному преданию, самые прославленные мастера резьбы по дереву происходили из племен кереев, аргынов, кипчаков, алимов, жагайбайлы и конгратов.

Изделия изготавливались не только для собственных нужд, но и на продажу.

Казахские умельцы резьбы по дереву владели контурной, трехгранновыемчатой и плоскорельефной резьбой. Противопоставление фона и рельефного узора характерно не только для плоскорельефной резьбы, но и для ажурной. В резных изделиях орнаментальные узоры подчеркивались игрой светотени.

Характерной чертой композиций является сохранение равенства площадей фона и узоров. Как и в орнаментальных композициях ковровых изделий, народные мастера в резьбе по дереву четко выделяют центральное поле, заполненное розетками, медальонами или другими фигурами, и бордюр. Узоры на бордюре как правило состоят из тех жеэлементов, что и розетки центрального поля. Композиция декора в резьбе по дереву строится через выделение центра и повтор тех же элементов по краям изделия , ритмичное чередование узора в виде фриза, сплошное покрытие поверхности по сеткам квадратов, ромбов или четырехлепестковых цветков, раппортное размещение элементов узора. В сетчатых композициях внутрь плоскостей орнаментальных фигур вписываются крестообразные фигуры с элементами узора бараний рог.

Основными мотивами резьбы по дереву были классический геометрический орнамент, растительные узоры. Неизменные мотивы, которые народные мастера включали в резьбу - это сердцевидные и S-образные фигуры.

Орнаментальные узоры резьбы всегда гармонично связаны с формой изделия.

Резьба по дереву дополнялась росписью. Фон резьбы раскрашивался главным образом в темно-коричневые, а узоры - в красные, зеленые и другие более яркие и светлые тона.

С резьбой по дереву сочетается инкрустация фигурными пластинами из кости.

Из кости вырезали пластинки в виде кружков, треугольников, четырехугольников итд.

Из них на декоративной стороне кроватей, шкафов, сундуков, створок дверей юрты составлялись различные геометрические фигуры, круглыми пластинами окаймлялись края изделий. Хорошо известны пластины из кости, вырезанные в виде парных рогов барана.

Лучшим материалом для резьбы по кости служили челюсти, ребра, некоторые трубчатые кости лошадей, коров и верблюдов. Материал накапливался в течении зимы, отбирались кости упитанного скота, как более эластичные и больше поддающиеся резьбе по кости. Их обезжиривали, отбеливали и они становились по цвету похожими на слоновую кость. Затем их разрезали на фигурные пластинки и кипятили до тех пор, пока они не размягчались, после чего их выпрямляли с помощью тисков - искенже.

В резьбе по кости широко применялись и рога архара, сайгака, быка. Из них делали табакерки, чаши, черпаки, а также фигурные пластинки для инкрустации мебели, посуды и музыкальных инструментов. Эти пластины покрывались рельефным узором.

Фигурными пластинками из кости украшалась различная мебель. Асадал - этажерка с полками, где хранится посуда для кумыса. Они бывают округлой и прямоугольной формы, сплошь покрытые резными пластинками из кости. Из кости также дедаи вешалки, украшенные рещьбой и росписью.

Резными фигурными пластинами из кости инкрустировали музыкальные инструменты - кобыз, домбру, жетыген, сыбызгы, шкатулки типа сандык, кобди. В резьбе по кости при создании шкатулок использовали мотивы треугольника и цветов. Замечательна рельефная резьба на навершии посоха.

Фигурными пластинами из кости также украшалась посуда и различная кухонная утварь.

Интересное по теме:

<< Назад Далее>>

 

Связаться с нами Вы можете по адресу sup@bilu.kz


www.bilu.kz 2012г.