Oрыс тілінен казак тіліне аударушы
Обычаи и традиции казахов

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКА. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКИ

Страницы 1 2 3 4 5
Интересны мысли Аль-Фараби относительно выделения основных аспектов музыкального искусства. Выделяя в музыке два основных аспекта - физический и духовный, - автор делил ее на две больших части: теорию и практику. Теоретическая часть заключала в себе знание музыкальных произведений и законов, способствующих созданию этих произведений. Практическая часть предполагала исполнение музыкальных произведений с помощью определенных народных инструментов, а также исполнение ее голосом.

Великий мыслитель Древнего Востока Фарх ад-Дин ар-Разий закончил свой трактат о музыке следующей мыслью: музыка связана с памятью человека, с его мышлением, с его языком. Ученый считал, что погружение в музыку возможно только для того человека, кто имеет чистую память, живое мышление и прямую натуру. Многие ученые Азии подчеркивали, что музыка является не развлечением, а определенным способом человеческого общения, одним из составляющих человеческой цивилизации. Эта мысль также является актуальной для современной казахской музыки.

Заслугой философов Средней Азии (аль-Фараби, Фарх ад-Дина ар-Разия, Абдурахмана Джами и др.) является создание описаний распространенных в те далекие времена музыкальных инструментов. В них упоминаются такие инструменты, как тамбур, дутар, сурнай, шохруд и др. Кроме того, многие философы были и искусными исполнителями на народных инструментах. Так, аль-Фараби был прекрасным исполнителем на таких народных инструментах, как рабаб, най, уд, домбра. При его виртуозном исполнении музыки на этих инструментах многие слушатели приходили в неописуемый восторг.

Владение древними философами игрой на народных инструментах является примером для их современных последователей.

Символика мира в казахской музыке ориентирует на ценности традиционного мировосприятия, прежде всего на созерцание как способ отношения к миру и с миром. Созерцание как исконная культурная традиция казахского этноса предполагает многоуровневое содержание. Это и способ освоения природы, и восприятие красоты Вселенной, ее бесконечности, и осознание движения. Идеалом представляется неотъединенность культуры от жизненного мира человека. Всеобъемлющей идеей национального самосознания традиционного толка является идея общения, воспринимаемого как творческое начало. И самое главное: деяния человека должны вдохновлять его, в стремлении к этому заложено неодолимое влечение человека уйти от хаоса к гармонии, от тени к свету. Целостность восприятия мира, присущая мироощущению кочевника, явственно прослеживается в айтысе - песенном состязании акынов. Айтыс строится на процессах художественно-эстетического сопереживания акына и слушателей. Эстетическая способность сопереживания в айтысе порождается не только музыкальным сопровождением, но и поэтической импровизацией, силой поэтического слова, культура которого была очень высока в степи. В айтысе зафиксирован сам характер творчества как процесса. «Воображение, фантазия создают такое поэтическое бытие действительности, когда внутренняя свобода человека в неразрывной связи со свободой самого айтыса создают целостную картину мира со своеобразным экскурсом в прошлое, связи прошлого и будущего через момент настоящего. В условиях устной культуры художественно-поэтический дар был одной из возможностей... становления человека».

Страницы 1 2 3 4 5

Интересное по теме:

<< Назад Далее>>

 

Связаться с нами Вы можете по адресу sup@bilu.kz


www.bilu.kz 2012г.