Обычаи и традиции казахов

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКА. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКИ

Страницы 1 2 3 4 5
казахская музыка Казахское музыкальное искусство традиционно сольное. Характерным для традиционной казахской музыки оказалось и то, что она долгое время оставалась бесписьменной. Устное музыкальное искусство казахов наложило определенный отпечаток также на взаимосвязи художника-исполнителя и аудитории, снимая всякие противоречия между способом бытования искусства и его внутренней сутью. Здесь музыкант - это художник, творящий «публично».

Конно-кочевая цивилизация в силу своей подвижности и соответствующих условий жизнедеятельности не могла развивать те жанры искусства, которые требуют стационарных условий и городского быта, такие как живопись (хотя существуют наскальные росписи), монументальная архитектура и скульптура, жанры театрального искусства и пр. Эта же причина послужила основанием развития устного художественного творчества. Именно поэтому вся духовно-культурная энергетика номадической цивилизации была сосредоточена в музыке, слове и орнаменте . Поэтому, наверное, ни у одного из народов, стоящих на той же ступени развития, что и казахи, музыкальному искусству не уделялось столь огромное внимание. Казахи сами были великолепными исполнителями и музыкантами, в их традициях была обязательная передача опыта молодым поколениям.

Значимость казахской музыки, имеющей превалирующие художественные ценности для казахов, отразилась и в работах великих философов прошлого. Их идеи порой предвосхищали идеи хорошо известных сегодня миру ученых-философов Древней Греции, ученых стран средневековой Европы о музыке и музыкальном воспитании. А их труды были переведены на европейские языки и латынь и хранились в библиотеках различных европейских городов. Так, труды аль-Фараби были переведены на латынь еще в ХI в. С этого времени они хранятся в библиотеке Оксфорда, а также в библиотеках Парижа и Мадрида. В ХV в. трактат аль-Фараби «Большая книга о музыке» стала широко известной во всей средневековой Европе. Примерно в это же время европейцам стало известно произведение о музыке и музыкальном воспитании другого арабского ученого - Абдурахмана Джами, который написал небольшое сочинение «Трактат о музыке».

Великий Абу Наср Мухаммед аль-Фараби (870-950) как никто другой, сочетал в себе дар поэта и естествоиспытателя, математика, медика, философа и музыканта, первым распределил науку по категориям и дал основы современной музыкальной теории. Все ученые Востока, начиная с Авиценны, называли его своим Учителем. Аль-Фараби родился в 256-257 годах Хиджры. Отец его жил близ Отрара и был одним из дружинников, охранявших подступы к этому городу. Арабы называли Отрар «Фарабой» - «Красивым», отсюда и частица аль-Фараби. Когда отец стал одним из военачальников и переехал в Отрар, поселившись близи библиотеки, юный Мухаммед начал часто посещать библиотеку, увлекшись книгами. По разным источникам, он помогал ученым переписывать трактаты, сделался блестящим каллиграфом. В суровые для Отрара дни молодой ученый всегда был рядом с отцом. После гибели отца он занял его место, но настоящим полководцем не стал. Притягательная сила науки оказалась сильнее. Его родной язык тогда назывался кумранским. Но чтобы проникнуть в тайны многих книг, нужно было знать еще и язык арабов, и персов, латынь и санскрит. И он с легкостью изучал и познавал языки, раскрывая их красоту.

Это неминуемо привело молодого философа к изучению универсальной музыкальной основы бытия. Фараби внес значительный вклад в музыковедение. Основной его работой в этой области является «Большая книга о музыке», которая является важнейшим источником сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. В этой книге Фараби дает развернутое определение музыки, раскрывает её категории, описывает элементы, из которых образуется музыкальное произведение.

В вопросе о восприятии музыкальных звуков Аль-Фараби, в противоположность пифагорейской школе, не признававшей авторитета слуха в области звуков и принимавшей за исходную точку рассуждений лишь вычисления и измерения, считает, что только слух имеет решающее значение в деле определения звуков, примыкая в этом вопросе к гармонической школе Аристоксена. Аль-Фараби написал также «Слово о музыке» и «Книгу о классификации ритмов».

Аль-Фараби создал казахскую домбру - свой музыкальный инструмент мыслителя. Домбра это виртуозный философский инструмент казаха, в нем воплощена символика учения аль-Фараби о музыке как высшей абстракции, доступной человеческому пониманию.

Страницы 1 2 3 4 5

Интересное по теме:

<< Назад Далее>>

 

Связаться с нами Вы можете по адресу sup@bilu.kz


www.bilu.kz 2012г.