Oрыс тілінен казак тіліне аударушы
Обычаи и традиции казахов

КАЗАХСКИЕ КЮЙ

кюй Кюй - это инструментальная пьеса, глубокая по содержанию и отточенной форме, со сложным ритмом и развитой мелодикой, которые отражают, как некоторые жанровые черты, так и определенную логику музыкального звучания. Кюй не большой по времени звучания (около 2-4 минут). В основном кюи исполнялись на струнных и щипковых инструментах: на домбре или кобызе. Исполнителей кюев называют кюйши.

На начальном этапе своего появления кюи выполняли магические функции. Происхождение эпической и инструментальной традиций связывалось в народном созанинии и преданиях с именем легендарного святого - Коркыта - первого жырау (создатель и исполнитель эпоса) и шамана, "отца кюев" и создателя музыкального инструмента - кыл-кобыза. Вместе с кобызом, строение и название частей которого олицетворяли свойственную шаманским представлениям 3-х уровневую модель Вселенной (верхний, средний и нижние миры), Коркыт оставил потомкам великое наследие - кобызовые кюи - «Коркыт», «Желмая»(Имя священной верблюдицы»), «Таргыл тана»(«Пегая телка»), «Елимай»(«О, моя родина»), «Ушардын улуы»(«Вой Ушар») и др. Часть из них имела звукоподражательный характер и передавала голоса живой природы, часть - представляла собой философские раздумья о смысле бытия, жизни и смерти. Но во всех произведениях легко уловимы на слух переходящие из одного кюя в другой и многократно повторяющиеся музыкальные мотивы - словно ожившие в звуках кобыза слова древней молитвы, заповеди, заклинания, обращенные к богу, духам, сверхъестественным силам.

К наиболее архаичным образцам домбровой и сыбызговой казахской музыки относятся кюи-легенды с названиями птиц и животных - «Акку»(«Лебедь»), «Каз»(Гусь»), «Нар»(«Верблюд»), кюи о хромоногих существах и несчастной охоте - «Аксак кыз»(«Хромая девушка»), «Аксак кулан»(«Хромой кулан»), кюи-плачи об утонувших детях и детенышах зверей - «Жорга аю»(«Медведь-иноходец»), «Зарлау»(«Плач»), «Жетым кыз»(«Девочка-сирота») и др. Все они сохранили отголоски древних форм религии, культов и тотемных представлений народа и до сих пор несут в себе живую историю безмолвно ушедших тысячелетий.

В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух издревле. Кюи бывают народными и авторскими. Например, кюй «Аксак кулан» (хромой кулан) считается народным кюем и датируется 13 веком. Авторы известных казахских кюев жили и в Средние века. Но расцвет этого вида искусства приходится у казахов на XIX—XX век. Традиция этого искусства включала в себя также устное повествование, о содержании кюя и поводе, по которому он был написан. Поэтому исполнитель, прежде чем сыграть произведение, давал пояснения относительно его истории и темы. Но с течением времени устное творчество навсегда отделилось от инструментального исполнения, и лишь немногие исполнители сопровождают свою игру предварительным рассказом об исполняемом кюе.

Сущность кюя связана с психоэмоциональным началом и соотносимо с понятием "состояние", "настроение". Отсюда понятен психологизм и сама природа этого жанра. Кюй призван отражать состояние человеческой души, переживания человека, радость и боль, размышления о смысле жизни, а также особую группу составляют кюи посвященные животным и птицам. Кюй - это повесть заключенная в звуки.

Вся жизнь казаха с момента рождения и до смерти пронизана музыкой. Музыка сопровождает многие обряды, ритуалы, праздники и будни. В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».

К 19 веку казахская музыка освобождается от сковывающих цепей религии и обряда и начинает развиваться как самоценное художественное творчество. Этот период стал поистине духовным ренессансом нации, давшим расцвет основных музыкальных традиций народа - инструментальной, песенной, акынской. На обширной территории Казахстана формируются различные локальные профессиональные композиторские и исполнительские школы, при этом каждый регион предлагает своего рода «специализацию» в развитии конкретных традиций. Так центром развития домбрового кюя токпе стала территория Западного Казахстана, центром развития домбровых кюев шертпе - территория Восточного, Южного и Центрального Казахстана.Кюи токпе и шертпе - это основные традиции домбрового искусства. Отличаются они как по тематике, так и по форме исполнения. Кюи токпе отражают яркие драматические события, храктеризуют волевые, сильные образы. Отличительные черты этих кюев-форма-схема, которая организует импровизационное развитие кюев в обязательной последовательности по регистровым зонам.

Кюи шертпе подобную форму-схему не имеют. Их песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Кюи этой традиции характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания и изящные женские образы.

Наиболее яркими представителями западно-казахстанской домбыровой музыки стиля токпе являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Есбай, Дина, Сейтек, и др. С именем Курмангазы связаны самые выдающееся достижения традиционной инструментальной музыки западного Казахстана. Традиция кюев шертпе представлена творчеством Байжигита, Таттимбета, Тока, Дайрабая, Сугура, Рыздыка, Абикена, Толегена и многих других.

Интересное по теме:

<< Назад Далее>>

 

Связаться с нами Вы можете по адресу sup@bilu.kz


www.bilu.kz 2012г.