Oрыс тілінен казак тіліне аударушы
Обычаи и традиции казахов

40 ДНЕЙ РЕБЕНКУ У КАЗАХОВ

40 дней ребенкуУ казахов, как и у многих других народов, сохранились представления о том, что в первые после рождения 40 дней ребенку угрожают всяческие опасности, так как согласно домусульманским представлениям, ребенка надо было оградить от злых духов, которые могли подменить ребенка.Поэтому до исполнения 40 дней ребенку ночами возле люльки горел светильник, поскольку по народному пониманию всякая нечисть боялась огня и света. Особенностью обряда сорокадневия (кыркынан шыгару) является срок его исполнения: для мальчиков на один день раньше (чтобы был сильный и смелый), а для девочек — на один день позже (чтобы была прилежная, спокойная и послушная). Сразу после рождения ребенка заворачивали в чистую ткань. Материю старались брать от одежды пожилых людей или от пеленки ребенка из многодетной семьи. Затем, до обряда сорокадневия, ребенка вне зависимости от пола одевали в ритуальную рубашку "ит койлек", которую после выполнения всех обрядовых процедур заменяли обычной младенческой рубашкой.

В этот период у казахов обычно отмечались первый, третий, и пятый, седьмой и сороковой дни. В первый день молодежь без приглашения собиралась на шилдехана, чтобы отменить по традиции рождение ребенка. Наиболее важную роль в праздниках играла "кындык шеше". Она становилась для ребенка как бы второй матерью, "кындык шеше", буквально пуповинная мать,т.е.крестная мать. Она играет наиболее важную роль в первые сорок дней жизни ребенка и является наиболее почетным гостем. Крестная мать обязательно должна быть энергичной, благовоспитанной, честной , так как согласно магическим верованиям, бытующим у казахов, ее качества передаются ребенку. Она была наиболее почетным гостем, в каждый из упомянутых дней приносила ребёнку и его матери подарки.

При исполнении 40 дней ребенку, у казахов проводился обряд "колжа". Колжа – ритуальное угощение матери после родов. Блюда предназначались главным образом для восстановления сил роженицы. Именно ей, в первую очередь, подавался горячий бульон и только потом угощались остальные. Для такого случая приносили в жертву молодую овцу и отваривали её. Большое значение придавали шейному позвонку. Участники трапезы откусывали мясо зубами. Причем первая это делала роженица, а последняя киндик шеше (вторая мать). После трапезы кость не выбрасывали, а насаживали на палочку сквозь спинномозговой канал и вешали на женской половине юрты. Снимали его только тогда, когда ребенок умел держать голову.

На 40 дней ребенку также осуществлялся другой детский обычай кыркынан шыгару, что в переводе означает "вывести из сорока дней". Ребенка купали в соленой воде, и после купания поливали младенца сорока ложками ритуальной воды. В чашу предварительно клали монеты и серебряные украшения – подарок женщинам, которые участвовали в священнодействии. В этот же день ребенку в первый раз стригли волосы и ногти. В этих обычаях участвовали только женщины, которые одаривались подарками. Обязательным ритуалом была раздача лепешек, испеченных к этому событию.

Наши предки особое значение придавали такому детскому обряду, как ат кою (наречение) или Азан Шакыру (зов). Суть обряда ат кою заключалась в том, что через сорок дней после рождения ребенка собирались аксакалы аула и с утренней молитвой давали ему имя. Обычно имя давал старший из родственников. Мулла произносил молитву и три раза произносил в ухо ребенку его имя.

Интересное по теме:

<< Назад Далее>>

 

Связаться с нами Вы можете по адресу sup@bilu.kz


www.bilu.kz 2012г.