Oрыс тілінен казак тіліне аударушы
Обычаи и традиции казахов

КАЗАХСКИЕ КОВРЫ

казахские ковры

Казахские ковры, как войлочные , так и тканые, многообразны. Казахские ковры можно разделить на несколько групп с характерными для каждой из них особенностями техники изготовления, орнаментизации, цветового решения. Из войлока делали постилочные и настенные казахские ковры: текеметы, сырмаки, тускиизы.

Казахский ковер. Текемет.

казахские коврыТекемет делается следующим образом. Обычно на белый полуготовый войлок накладываются узорные фигуры из влажного окрашенного войлока. Затем войлок свертывается в рулон и укатывается вначале локтями. потом следует процесс удлинения, пропарки. И так до полного создания текемета. при обработке узор вваливается.

Центральное поле казахских ковров текеметов обычно строится из квадратных или ромбических розеток, заполненных узорами: бараньи рога - кошкар муйиз, бутон - терме гуль, треугольными фигурами - тумарша и отделяется от борюров линиями - аралык гуль. Техника изготовления казахских ковров текеметов восходит ко времени кипчаков. Кипчакские традиции в ковроделии сохранились не только у казахов, но и у народов Северного Кавказа: кумыков, карачайцев, черкесов, ногайцев.

Казахский ковер. Сырмак.

казахские коврыДругой вид войлочного казахского ковра - сырмак. Сырмак сшивается из выкроенных узорных фигур обычно белого и черного войлока. Прочность изделия достигается простегиванием узорного слоя вместе с войлочной подкладкой по всей их площади. Войлочный узор произодит приятную нюансировку тонов. В тех случаях когда для маскировки швов, последнии обводятся цветным шнурком, коврик приобретает вид большей нарядности. Орнаментальная композиция сырмака, как и в текемете, составляется из розеток в виде квадрата или ромба, обрамленного линией, внутри них вписаны крестовины с завитками парных рогов барана по углам. Границы между розетками и бордюрами оформляются шнуровой линией. Цвет шнура на казахском ковре сырмаке - малиновый, красный, черный, коричневый, желтый, серый, голубой, белый.

Разновидностью сырмака является войлочный ковер, который называется битпес- неосуществимый, несотворимый, недостижимый - передает сложный характер орнамента.

Квадраты и ромбы с боковыми узорами в виде спиралей, бутонов выполняются наложением шнура из разноцветных шерстяных нитей. Для изготовления такого ковра требовалось немало трудолюбия и терпения.

Казахский ковер. Тускииз.

казахские коврыСырмаки и текеметы - это постилочные войлочные казахские ковры. Настенный же войлочный казахский ковер называется "тускииз". Тускииз орнаментируется следующим образом. На белый войлок нашиваются накладные разноцветные узорные фигуры из войлока, сукна,реже из шелковой и хлопчатобумажной ткани. Аппликация - одна из древних техник узоротворчества.

Вышитые казахские ковры.

Тускиизами назывались также вышитые казахские ковры. Их делали из плиса, бархата, шелка и других тканей. В орнаментальных мотивах вышитых ковров преобладают крупные медальоны - розетки, гирлянды, цветы, бутоны, павлиньи перья. Тона самые различные: алые, малиновые, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, темно-бурые, белые. Цветы и гирлянды вышивались также золотыми нитями. Настенные казахские ковры вышивались также тамбуром и плотно скрученными шелковыми нитями.

Вышитыми были у казахов не только ковры, но и асмалдыки - коврики для украшения верблюда, ат жамчи - чепраки и попоны для седел, чехлы для сундуков, покрывала, пологи, занавески, наволочки, полотенца. На этих изделиях вышивались сердцевидные фигуры и растительные узоры.

Существовали также мозаичные казахские ковры, сшитые из лоскутков различных тканей. Лоскуты вырезались в виде ромбов, квадратов, треугольников. Эти ковры были нарядными. Этими коврами зачастую украшают верх легких матрацев - курак керпеше, которые постилают на пол, усаживая гостей.

Красивы были казахские ковры молочно-белого фона - ак килем, светло-малинового с розетками из восьмиугольников, разделенных на четыре сегмента. Можно выделить также ковры коричнево-терракотового фона с высоким ворсом и серого фона.

Орнаменты на казахских коврах.

казахские коврыДля композиции казахских ковров характерны восьмиугольники, шестиугольники, вытянутые ромбы с крестовиной из четырех пар бараньих рогов. Использование одного и того же орнаментального узора икусно варьируется не нарушая в то же время ни гармонии красок, ни сущности композиции.Для казахских ковров характерна повторяемость мотивов. В казахскиъ коврах ритмически повторяются орнаментальные мотивы в виде розеток, которые располагаются по двум осям симметрии. Ряд часто состоит их четырех розеток, размещенных по всей средней полосе ковра, квадратной или ромбической, близкой к вадратной форме. В широкие или вытянутые восьмиугольники, квадраты и ромбы вписана крестовина с изображением бараньих рогов. Нередки розетки в виде восьмиконечной звездообразной фигуры, окруженной мотивами каблук - сынар окше.

Наиболее распространенным видом розетки в центральном поле ворсовых ковров были крупные крестообразные фигуры, вписанные в два концентрических прямоугольника, окруженные с наружной стороны завитками бараньих рогов, переходящими в мотив каблук - сынар окше. Кайма казахских ковров часто одинакова, она составлена из полос, ромбов, елочки, ступенчатых, нанизанных друг на друга угольников типа каблук - окше, узоров крыло птицы - кус канат, парящий орел - буркут, вереница журавлей - тырна, рядов зигзаговых полос, стилизованных изображений козлов и баранов.

казахские коврыВ композициях ворсовых казахских ковров используются самые различные орнаментальные мотивы и изображения. Среди них - деревья, горы, равнины, мотив девять холмов, водопады, арыки, купола древних сооружений, изображения солнца и луны, диких животных, птиц, сцены охоты, караваны верблюдов итд. Встречаются следы птиц, коней, верблюдов, бараньи рога, парящие орлы и др.

Для казахских ковров характерно включение в ковровые композиции стилизованых и реалистичных изображений животных, пейзажа и даже отдельных сюжетов.

Бордюрный орнамент в казахских коврах называется шет ою, границы между отдельными фигурами - ара-гуль, мотив - жоргем тор - жгутовый или шнурковый орнамент. Каймы бывают из четырех-пяти узких и широких полос. В узких используются узоры птичий след - зубчатые линии, кривая шейка - кынар мойын, каблук - сынар окше.

Для широких полос характерны мотивы в виде ступенчатых ромбиков, часто применяемых в середине войлочных ковров, пары бараньих рогов или двойных завитков, расположенных рядами.

Из ковровой безворсовой и ворсовой ткани делали также попоны, мешки, дверные завесы для юрты, переметные сумы, дорожки и ленты для обтягивания и украшения юрты.

Интересное по теме:

<< Назад Далее>>

 

Связаться с нами Вы можете по адресу sup@bilu.kz


www.bilu.kz 2012г.