Oрыс тілінен казак тіліне аударушы
Обычаи и традиции казахов

КОБЫЗ

кобыз Кобыз - один из древнейших казахских народных инструментов, а согласно исследованиям таких европейских ученых, как Вернера Бахмана, Слави Дончева и др., кобыз - является самым древним в мире смычковым инструментом.Кобыз является прародителем многих смычковых инструментов. Его наследники — фидель, ребек, пошет, который получил своё название от того, что его могли носить в кармане. Фидель и ребек, в свою очередь, являются европейскими предками скрипки. Изначально кабыз был одним из атрибутов священнодействий "камлания" казахских шаманов баксы.

Согласно преданиям кабыз создал легендарный Коркут ата, великий шаман и сказатель степей, живший в восьмом - девятом веках. Коркут – легендарный отец музыки, создатель песни на земле. Легенда рассказывает что Коркут, смолоду не могущий примириться со скоротечностью человеческой жизни, решился искать бессмертие на земле. В странствиях по всему свету он так и не нашел ответа на извечные вопросы жизни и смерти. Везде и всюду в своих скитаниях он видел смерть : в лесу - сгнившее и свалившееся дерево, в степи ковыль, выгоревшая под солнцем, даже мощные горы поведали ему об ожидаемом разрушении, неизменно добавляя что тако же конец ждет и Коркута. Возвратившись на родные берега реки Сыр-Дарьи, Коркут сделал инструмент, выдолбив его из прочного хвойного дерева арчи. Нижнюю часть корпуса он затянул кожей принесенной в жертву верблюдицы. Верхняя же чашеобразная часть осталась открытой. Натянул струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркута и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркута осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.

Две струны на старинном кобызе делались из конских волос или верблюжьих жил. Отсюда и название инструментов: кылкобыз (кыл – конский волос), наркобыз (нар – одногорбый верблюд). Позднее были инструменты и с металлическими струнами – жезкобыз.

Кобыз делали из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Открытый корпус, так же, как струны кобыза из пучка 30-60 некрученых конских волос, дают очень густой, богатый обертонами тембр.

На кобызе баксы, внутри корпуса и на широкой головке, подвешивались металлические кованые пластинки, завитки, колокольчики конырау, которые при встряхивании инструмента создавали особый фон. Играли на кобызе лукообразным смычком, держа инструмент вертикально с опорой на сомкнутые бедра. Длина конского волоса (до 70 см) определяла размер инструмента. Общая длина кобыза - около 60-70 сантиметров. Однако наркобыз был вдвое больше и, соответственно размерам и струнам из толстых верблюжьих жил, звучал в более низком регистре. Примечательно, что при игре на кобызе исполнитель не прижимает струны к грифу. Прикосновения к струнам ногтями или подушечками пальцев, в совокупности с конструкцией инструмента, создают неповторимое своеобразие звучания.

Изначально кобыз был инструментом исключительно шаманов (баксы), которые использовали его в различных ритуалах, для общения с духами предков - аруахами. Простой народ боялся даже прикасаться к этому инструменту, так как считали, что инструмент этот в руках шаманов обладает волшебной способностью и силой исцелять от болезней, изгонять злых духов, менять судьбу человека.

Наряду с этим кобызовая традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау (певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при ставке ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевая героические подвиги ханов, батыров. Постепенно историческая судьба как кобыза, так и кобызовой традиции стала угасать; устойчивыми носителями кобызовой традиции остались только баксы. Исполнение эпических произведений перешло к акынам-жыршы, их эпическим сказаниям в сопровождении домбры.

Интересное по теме:

<< Назад Далее>>

 

Связаться с нами Вы можете по адресу sup@bilu.kz


www.bilu.kz 2012г.