Oрыс тілінен казак тіліне аударушы
Обычаи и традиции казахов

КАЛЫМ. ТРАДИЦИЯ УПЛАТЫ КАЛЫМА У КАЗАХОВ.

калымКак известно, основной формой традиционного брака у казахов являлась женитьба посредством сватовства (куда тусу) и выкупа невесты за калым (калыммал). Обычно калым носил натуральный характер. Величина его зависела от социального и имущественного положения семей жениха и невесты, а также от личных качеств, достоинств самой невесты. Решив породниться, родители будущих супругов договаривались о размере калыма и о сроке его выплаты.

После официальной части сватовства, сторона жениха должна былы уплатить стороне невесты калын мал (калым). Выплачивался он в основном скотом. Размер его зависел от достатка и состояния сватающихся. Если среди бедных сватов калым ограничивался 5-6 головами скота, то между баями он мог составлять от 200 до тысячи лошадей.Если калым состоял из 10 голов рогатого скота, он назывался донгелек калын, то есть округленный калым, если мелкая живность заменялась на 1-2 лошади - балама калын, то есть замененный калым. При этом учитывался скот для угощения на свадьбе, дары за молоко матери невесты (сут акы), усопшим и живым (оли тири), каде со стороны жениха и множество других даров по обычаю.

В процедуре уплаты калыма существовали нерушимые правила: одна лошадь вручалась конюхам, что называлось курыкбау, один баран отдавался чабану -косакбау. При благословении также вручался скот - келин тили(язык невестки). Келин тили платился за здоровье невесты, по поверью, если не уплатить келин тили, то будущая сноха может лишиться дара речи.

Обычай сватовства детей в младенческом возрасте не учитывал личного желания молодых людей вступить в брак. Помимо того что «колыбельное сватовство» рассматривалось как символический союз двух семей, этот обычай имел и сугубо экономическое объяснение. Сватовство детей в раннем возрасте облегчало выплату калыма, в частности позволяло выплачивать его постепенно.

В традиционном обществе выплата калыма не рассматривалась как унижающая женщину сделка. Это был функциональный экономический и социальный институт, подтверждающий связь двух семейно-родственных групп. Кроме того, приданое девушки часто уравновешивало цену выплаченного за нее калыма, а иногда в богатых семьях даже превышало его. Размер калыма был еще и показателем престижа семьи невесты: чем лучше воспитана девушка, чем она красивее, чем достойнее ее род, тем больше и калым. Калым поступал в полное распоряжение отца невесты и сливался с его имуществом. Но бывали случаи, когда часть уплаченного калыма переходила в приданое невесты. Это происходило, если семья невесты была не в состоянии подготовить для нее достойное приданое. Такая передача скота или подарков от семьи к семье рассматривалась как ситуация унизительная, в первую очередь для самой невесты и ее родителей. Если невеста не успев выйти замуж, преждевременно умирала, а калым выплачен, жених мог взять в жены сестру умершей. Если жених устраивал тайные свидания (урын бару), а сестры у покойной нет, то ему возвращалась половина уплаченного калыма. Если же жених ходил к невесте на свидания, а после ее смерти решался взять в жены ее сестру, то он должен был уплатить дополнительный калым,так называемый балдыз калын. Если жених не навещал невесту, то балдыз калын не платился.

Известно, что целомудренности невесты в традиционном обществе придавали большое значение. Жених, убедившийся в первую брачную ночь в порочности невесты, мог потребовать у ее отца возврата калыма, а саму девушку вернуть в семью. Иногда жених требовал от отца незадачливой невесты либо вернуть калым, либо отдать ему другую незасватанную дочь. В таком случае честь невесты оказывалась опороченной на всю жизнь. Подобного положения вещей старались не допустить, так как такую девушку замуж выдать было практически невозможно, а тем более получить за нее достойный калым. Обычно, если жених предъявлял претензии, отец невесты предпочитал заплатить штраф — айып в размере 40 кобылиц — или вернуть половину уже полученного калыма, чтобы сохранить договоренность о браке своей дочери и избежать скандала. Самым страшным позором считалась беременность и рождение ребенка девушкой в доме родителей. Этого старались избегать всеми возможными способами. Даже если девушка беременела от своего жениха, то сам этот факт старались скрыть и ускорить процесс заключения официального брака, даже с потерей части неуплаченного ее женихом калыма.Нормы обычного права не столько защищали честь самой девушки, сколько были направлены на защиту интересов всех членов семейно-родственной группы. Семья невесты могла обвинить жениха в том, что он насильственным образом принудил невесту к сожительству еще до официального заключения брака. В таком случае, как отмечают авторы-составители сводов адата, жениха с позором отправляли домой, лишая невесты и уже уплаченного калыма, подвергая насмешкам и телесным наказаниям. Родители оговоренной девушки могли прибегнуть к присяге, чтобы доказать ее невинность. Жених сам выбирал двух представителей семейно-родственной группы невесты, которые в присутствии бия заверяли жениха и его семью в целомудрии девушки. Если же жених настаивал на порочности невесты, то он также мог попросить двух своих родственников под присягой заверить его слова. И если заявление жениха признавалось безосновательным, то он обязан был заплатить штраф за попытку обесчестить семью невесты. В случае если семья поруганной девушки была уважаемой и знатной, то она могла потребовать даже смертной казни жениха за оскорбление, нанесенное всем родственникам невесты. Такие громкие дела, как правило, решал суд биев. Однако чаще всего семейные дела решались мирно, все спорные вопросы урегулировались путем уплаты штрафов. Если семьи молодых людей были заинтересованы в заключении брачного союза, то даже в случае обольщения девушки родители молодых людей находили выход из создавшейся ситуации, договариваясь на взаимовыгодных условиях заключить брак и предотвратить возможный скандал.

Интересное по теме:

<< Назад Далее>>

 

Связаться с нами Вы можете по адресу sup@bilu.kz


www.bilu.kz 2012г.